Клуб рукоделия «Safe.School» Вышивка Французское ткачество: традиции и мода

Французское ткачество: традиции и мода



Из глубины веков

Ткачество – одно из древнейших ремесел на нашей планете. Историки установили, что уже в эпоху неолита люди использовали примитивный ткацкий станок для изготовления ткани. В конце ХХ века на альпийских поселениях во Франции археологи, занимающиеся подводными исследованиями, обнаружили остатки тканей саржевого плетения, клубков нитей и деревянных частей вертикального ткацкого станка; все это богатство датируется III тысячелетием до нашей эры. Только столетия спустя, в XI веке, в Европе стал известен более прогрессивный горизонтальный станок, и с тех пор во многих европейских странах, в первую очередь во Франции, ткачество стало развиваться быстрыми темпами.

 

Шпалерное ткачество

Изначально шпалеры – это ковры без ворса с геометрическими или растительными узорами, предназначенные для украшения стен. Во Франции такую продукцию, представляющую собой грубую ткань из разноцветных нитей, называли репсом. Самая древняя шпалера была обнаружена в гробнице Тутанхамона, она насчитывает 3,5 тысячи лет, а в Европе безворсовые узорчатые ковры были распространены в X–XI веках. Во Франции в те времена появилось слово картоньер – так называли мастера, изготавливающего картонную заготовку будущей шпалеры: он наносил рисунок согласно эскизу и раскрашивал его. Далее в дело вступали ткачи, выполняющие творческую часть работы – они, трудясь на станках, вносили корректировки в изначальное видение художником рисунка изделия, изменяли краски и даже узоры.

В XVI веке, в эпоху Возрождения, в моду вошла пейзажная живопись, в шпалерной технике это нашло проявление в популярности так называемых вердюров – безворсовых ковров с картинами природы. Густые леса чередовались с заросшими камышом прудами и вписанными в реалистичный сюжет фантастическими животными. В это же время во Франции появляется искусство выделывания мильфлер («тысячи цветов») – ковров с цветочными изображениями. На синем или красном фоне ткались букеты цветов, а поверх вышивались самые разнообразные картины – религиозные и светские, из жизни мифологических героев и простых людей.

 

Французские гобелены

Во Франции в XIV веке в моду вошла сложная разновидность шпалерного ткачества – изготовление гобеленов. Ковры и покрывала, обивочные ткани для мебели, картины – все это считалось необычайно стильным и модным и быстро завоевывало популярность в других странах Европы. Мастера-готлисьеры из восточных и местных роскошных тканей изготавливали драпировки для гостиных и спален, королевские мантии, балдахины и обои. Предметы выполнялись в гобеленовой технике и декорировались сложными, часто многозначными, сюжетами. Тематикой для украшения гобеленов служили сцены из Ветхого и Нового Заветов, изображения рыцарских походов и турниров, эпизоды из жизни семьи короля Карла V, много внимания уделявшего развитию ткачества во Франции.

Талантливые мастера разрабатывали целые циклы гобеленов, например, на тему «Апокалипсис» или «Дама с единорогом». Изделия выполнялись для украшения храмов и дворцов знати, они отличались красивым репсовым переплетением и монументальным изображением фигур. Во Франции процветало несколько центров шпалерного ткачества: в Феллетене и Обюссоне, Туре и Анжере.

 

Шпалерное и гобеленовое искусство в Новое время

Во второй половине ХХ века французский художник Жан Люрса дал шпалерному и гобеленовому искусству вторую жизнь. Мастер вывел оригинальную формулу согласно определению «гобелен является тканью»: шпалера должна соответствовать четырем признакам: 1) тесно вписываться в окружающую среду, ландшафт или интерьер; 2) ни в коем случае не являться копией картины, а представлять собой авторское произведение; 3) иметь крупное плетение; 4) обладать небольшой плотностью.

Работа по принципам, разработанным французом, привела к увеличению выпуска новых гобеленов и повышению спроса на них, а следовательно, и к тому, что гобелен снова вошел в моду.

Шпалера в настоящее время – это настоящее произведение искусства, авторская работа, предназначенная для украшения интерьеров и для изготовления одежды. В классическом варианте гобеленовая картина выполняется вручную, с помощью натянутой на вертикальный или горизонтальный станок нитяной основы из шерсти или шелка. Крепится готовый ковер на стену с помощью контактной ленты, что мешает его деформации со временем.

Выткать небольшой гобелен во французских традициях в подарок или для себя может каждый, владеющий основами ткачества или даже вязания. В следующих статьях мы расскажем о нескольких способах изготовления шпалеры или гобелена для современного дома. Давайте вместе создадим в доме стиль под старину, сделав привычное помещение уютным и оригинальным, а быть может, и дизайнерским.